Два новых улучшения, которые появятся в поисковых инструментах Google на телефонах, используют искусственный интеллект для повышения эффективности поиска.
В последние годы Google использует слово "полезный" для описания новых функций, добавленных в поисковый продукт, голосовой помощник, инструмент генеративного ИИ Bard и даже наушники Pixel. Поиск по ключевому слову "полезный" в корпоративном новостном блоге Google дает более 1200 результатов.
В зависимости от того, что вы ищете, основной поисковый сервис Google стал менее полезным. По словам одного из обозревателей, поиск Google превратился в "трагедию", которая "раздута и чрезмерно монетизирована". Financial Times отмечает, что он "загроможден рекламой" - меньше энциклопедии, больше "Желтых страниц". Один из видных бывших гуглеров обвиняет в снижении качества поиска Google деградацию самого Интернета, а не Google, который по-прежнему бесплатно предоставляет всю информацию о мире на кончиках наших пальцев. А одно из недавних исследований результатов обзоров товаров показало, что, несмотря на признаки более низкого качества результатов поиска, Google на самом деле работает лучше, чем некоторые его конкуренты.
Но не нужно быть группой исследователей или обладать полномочиями ведущего технолога, чтобы запустить быстрый поиск Google и заметить, что первые несколько результатов, по крайней мере, являются рекламой, а ниже цифрового сгиба появляется еще больше беспорядка.
Google, как и другие технологические гиганты, рассматривает генеративный ИИ как инструмент для оптимизации и ускорения поиска и сейчас находится на тонкой грани между тем, чтобы сделать поиск по-настоящему более умным и еще больше испортить и без того перегруженный пользовательский интерфейс. Последние заявления о генеративном ИИ в мобильном поиске являются частью этого эксперимента: Можно ли сделать поиск Google более удобным, более доступным, даже если компания по-прежнему придерживается той же рекламной стратегии?
В конце этого месяца дорогие телефоны на базе Android - Pixel 8 и Pixel 8 Pro от Google, а также совершенно новые телефоны Galaxy S24 от Samsung - получат несколько новых функций ИИ, которые интегрируют поиск (и Google Lens, приложение компании для распознавания изображений) непосредственно в другие приложения на телефоне. Одна из таких функций называется Circle to Search, которая позволяет с помощью прикосновений выбирать изображения, текст или видео в приложении и запускать быстрый поиск в накладке, появляющейся в нижней части экрана.
В качестве примера Google привела раннюю демонстрацию обмена текстовыми сообщениями между друзьями, где один из них предложил ресторан, а другой смог Circle to Search и получить результаты по этому ресторану, не покидая текстового приложения. Другим примером использования может быть приостановка и обведение кругом продукта, который вы заметили в видеоролике Instagram, и запуск поиска по этому продукту, опять же в рамках одного и того же приложения.
Оба этих случая использования являются примерами определенной эффективности поиска - своего рода полезности, если хотите - потому что они позволяют пользователю выполнять поиск, не переключаясь между приложениями. Но они также предоставляют очевидные возможности для коммерции (а именно для этого часто используется Lens, помимо наблюдения за природой), а значит, хороши для рекламного бизнеса Google. Google подтвердил, что объявления в поиске и покупках будут по-прежнему появляться в специальных рекламных слотах на странице результатов. Учитывая, что поисковая накладка будет занимать лишь часть мобильного дисплея, если в результатах будет реклама, это может быстро привести скорее к разочарованию, чем к эффективности.
В этом случае на помощь приходит генеративный ИИ: В условиях ограниченного пространства экрана лучше использовать обобщенный ответ, а не серию ссылок. Новая функция мультипоиска Google на основе искусственного интеллекта делает нечто похожее на "Круг в поиске", только с другими исходными данными. Когда вы используете Google Lens - опцию визуального поиска в мобильном приложении Google - наведя телефон на объект, в результатах поиска, помимо уже ожидаемых вами результатов, появятся и "интеллектуальные знания, основанные на искусственном интеллекте".
В качестве примера Google использовал настольную игру: Найдите незнакомую игру, сфотографируйте ее, спросите "Как в это играть?", и искусственный интеллект Google выдаст обзор. Другой вариант: Наведите телефон на сломанный прибор и спросите: "Как это починить?"
"На мой взгляд, речь идет о том, чтобы перевести поиск с мультимодального ввода на мультимодальный вывод", - говорит Лиз Рид, вице-президент и генеральный менеджер по поиску в Google, имея в виду различные способы, с помощью которых человек может взаимодействовать с компьютером или моделью ИИ для получения потенциально более релевантных результатов. "Это действительно открывает доступ к ряду вопросов, которые раньше нельзя было просто задать Google."
В отличие от Circle to Search, мультипоисковые результаты на базе ИИ не потребуют регистрации в Google SGE, или Search Generative Experience, - портале, где ранние тестеры могут получить доступ к новым инструментам ИИ. Мультипоиск с поддержкой ИИ будет доступен на любом телефоне под управлением iOS или Android в США, на котором установлено приложение Google. Однако люди за пределами США, использующие SGE от Google, также могут получить предварительную версию многопоисковой системы с искусственным интеллектом.
Это постепенные обновления, но это характерно для подхода Google к SGE, где компания тестирует некоторые из своих новейших и наиболее продвинутых функций поиска с искусственным интеллектом перед их более широким внедрением. Привлечение первых пользователей к SGE не только дает Google больше данных для обучения моделей искусственного интеллекта, но и дает возможность для маневра, если продукт еще не совершенен. По словам Рида, скорее всего, не наступит "момент выключателя", когда опыт SGE полностью заменит поиск Google, каким мы его знаем; скорее, это "расширение границ возможного, а затем размышление о том, какие сценарии использования будут полезны и какой баланс задержки, качества и фактичности мы обеспечим".
Такой подход к совершенно новой эре поиска, безусловно, полезен для Google. В идеальном будущем ИИ будет полезен и тем, кто ищет, как на мобильных устройствах, так и в Интернете.