Агентство по охране окружающей среды США завершило работу над правилом, которое давно разрабатывалось, и которое потребует от автопроизводителей, продающих автомобили в Соединенных Штатах, резко увеличить количество продаваемых в этом десятилетии автомобилей с аккумуляторными батареями, что серьезно снизит уровень выбросов углекислого газа в стране. К 2032 году более половины продаваемых новых автомобилей должны быть электрическими.

Автопроизводители получат большую свободу действий при выборе способов достижения новых правительственных целей по выбросам выхлопных газов благодаря изменениям, внесенным с момента первого представления правил в черновом варианте почти год назад до настоящего времени. Одно большое и важное изменение: Подключаемые гибриды стали частью картины.

В проекте правил автокомпании могли достичь постепенно повышающихся целей по нулевым выбросам только за счет продажи большего количества автомобилей с электрическими батареями. Но после лоббирования со стороны автопроизводителей и профсоюзов, которые утверждали, что предложения EPA нереалистичны, производителям теперь будет разрешено использовать подключаемые гибриды для выполнения стандартов.

Это означает, что теперь автопроизводители могут удовлетворить федеральные правила, обеспечив, чтобы две трети их продаж в 2032 году были электрическими - или чтобы электрические автомобили составляли чуть больше половины их продаж, а подключаемые гибриды составляли 13 процентов.

Ожидается, что автопроизводители воспользуются преимуществами этих типов гибридных автомобилей, которые питаются в основном от электрических батарей, но дополняются двигателем, работающим на газе, когда батареи разряжаются, поскольку они стремятся достичь самых амбициозных климатических целей страны.

На дорогах будет много таких автомобилей. Но у этой технологии есть климатическая загвоздка: В последние месяцы руководители таких производителей, как Audi, BMW, китайский производитель электромобилей BYD, General Motors, Mercedes и Volvo, заявили, что "компромиссные" автомобили могут стать трамплином для перехода на электромобили большего количества машин и клиентов. А изменение политики может стать оправданием для Toyota, которая сделала ставку на то, что покупатели перейдут на газоэлектрические гибриды и подключаемые гибриды, а не последуют за Tesla по полностью электрическому пути.

В мире продажи подключаемых гибридов растут быстрее, чем аккумуляторных (хотя отчасти это объясняется тем, что гибридам еще предстоит подняться). По данным компании BloombergNEF, занимающейся исследованиями рынка, продажи подключаемых гибридов в период с 2022 по 2023 год подскочили на 43 процента и составили почти 4,2 миллиона штук. Продажи аккумуляторных автомобилей за тот же период выросли на 28 процентов, до почти 9,6 миллиона.

У этой технологии есть несколько весомых плюсов. Среднестатистический водитель в США проезжает всего около 30 миль в день, а это значит, что большинство из них может обходиться только электрической батареей подключаемого гибрида, а бензин использовать только в более длительных поездках.

Подключаемые гибриды также заставляют некоторых автопроизводителей меньше нервничать с точки зрения производства: Они дороже в производстве, чем чисто аккумуляторные электромобили (вся эта история с двумя моторами), но их можно иногда переоборудовать в существующие автомобили, работающие на газе. Это означает меньше работы в краткосрочной перспективе, что очень радует отрасль, которой в ближайшие несколько десятилетий придется перестраиваться как в плане создания автомобилей, так и в плане получения материалов, из которых будут изготавливаться батареи, по мере перехода к электромобилям.

"Теперь у автопроизводителей есть еще несколько лет, чтобы завершить работу над своим портфелем полностью электрических автомобилей", - говорит Гил Тал, который руководит Центром исследований гибридных и электрических автомобилей Plug-In в Калифорнийском университете в Дэвисе.

Более того, некоторые рассматривают подключаемые гибриды как "проходной наркотик" для знакомства с полностью электрическими автомобилями, способ для людей, которые все еще нервничают из-за новой трансмиссии, свыкнуться с этой идеей. "Мы видим много потребителей, которые берут подключаемый гибрид в качестве первого шага к полной электрификации, и следующий автомобиль, который они покупают, полностью электрический", - сказал главный коммерческий директор и заместитель генерального директора Volvo Бьорн Аннуолл на встрече с инвесторами в прошлом месяце. Автомобили "получат еще больше любви и заботы благодаря разумным инвестициям" со стороны Volvo, добавил он.

Но исследования, проведенные в Европе, где подключаемые гибриды доступны уже дольше, показывают, что реальность немного сложнее. По словам Патрика Плётца, исследователя, изучающего политику электрификации транспорта в Институте исследований систем и инноваций Фраунгофера ISI в Германии, иногда люди, которые водят подключаемые гибриды, используют их для того, чтобы привыкнуть к зарядке своих автомобилей, а затем чувствуют себя готовыми к переходу на все аккумуляторы.

Но иногда бывает и наоборот: Водители, особенно те, кто использует подключаемые гибриды с батареями меньшего радиуса действия, считают, что "это худший вариант из двух", - говорит он. Некоторые из них возвращаются к хорошо знакомым им автомобилям с газовым двигателем.

Выбросы и климатические характеристики подключаемых гибридов зависят от того, как их используют водители. Они могут работать в основном на электричестве. Но исследования показывают, что некоторые водители не заряжают свои автомобили достаточно, позволяя аккумуляторам разрядиться, а затем ездят в основном на бензине. Это увеличивает выбросы парниковых газов в атмосферу. Такие водители с тем же успехом могут ездить на двигателях внутреннего сгорания.

Тал, исследователь из Калифорнийского университета в Дэвисе, говорит, что его исследования поведения водителей гибридов с подключаемым аккумулятором привели его к убеждению, что автомобили с полным зарядом аккумулятора - лучший выбор для тех, кто надеется быстро сократить выбросы углекислого газа. Он покончил с идеей "электрического шлюза". "Я думаю о подключаемых гибридах не как о способе перейти к полному электричеству, а как о дополнении", - говорит он.

В новом правиле по выбросам выхлопных газов Агентство по охране окружающей среды США попыталось порадовать автомобильных лоббистов и экологов, признав, что реальное вождение подключаемых гибридов далеко не без выбросов. Но правительственные правила предполагают, что эти реальные водители со временем станут более внимательными к подключению своих автомобилей, говорит Дэвид Райхмут, старший инженер, занимающийся вопросами транспорта в Союзе обеспокоенных ученых, исследовательской и пропагандистской группе.

Могут ли автопроизводители, опирающиеся на подключаемые гибриды, замедлить этот переход? Возможно, - говорит Райхмут. "Но, в конце концов, [новые правила по выбросам] - это все равно огромный скачок вперед".