При производстве автомобилей часто используется угольная энергетика и вредные условия труда. Активисты климатического движения в костюмах Squid Games сорвали автосалон в Лос-Анджелесе в эти выходные, требуя срочных перемен.
Мероприятие, организованное активистами групп по защите климата Mighty Earth и Youth Climate Strike LA, было призвано обратить внимание на часто игнорируемую грязную изнанку экологически чистого транспорта - цепочку поставок электромобилей.
По данным февральского отчета производителей электромобилей Rivian и Polestar, цепочка поставок электромобилей, включающая в себя все - от добычи полезных ископаемых до выплавки металлов и производства аккумуляторов, производит на 35-50% больше выбросов парниковых газов, чем газовые автомобили.
Хотя выбросы за весь срок службы электромобилей значительно ниже, в отчете утверждается, что они все еще недостаточны. По его оценкам, производителям EV необходимо сократить выбросы в цепочке поставок на 81% к 2032 году, чтобы помочь достичь цели Парижского соглашения по ограничению роста глобальной температуры до 1,5 градусов Цельсия. "Все просто думают: ну, они больше не используют бензин. Проблема решена", - говорит Мэтью Грох, старший директор компании Mighty Earth. "На самом деле переход на электромобили - это только начало".
В субботу демонстранты выступили против южнокорейского автогиганта Hyundai. Они не только критиковали сталелитейные заводы компании, работающие на угле, которые, согласно докладу климатических групп, приведут к 506 преждевременным смертям от загрязнения окружающей среды в 2021 году, но и осуждали трудовую практику компании. В декабре прошлого года расследование агентства Reuters показало, что в цепочке поставок автопроизводителя в Алабаме работают дети без документов.
"Hyundai не мирится и не терпит нарушений трудового законодательства", - заявил представитель Hyundai Майкл Стюарт. "Мы приняли оперативные меры в ответ на сообщения об инцидентах, в том числе начали более широкую проверку сети поставщиков в США и сотрудничали с Министерством труда США.
Что касается обязательств компании в области климата, то, по словам Стюарта, Hyundai поставила цель достичь углеродной нейтральности к 2025 году и мобилизует значительные ресурсы для обеспечения соответствия или превышения стандартов безопасности, качества, устойчивости и прав человека в своей цепи поставок. "Будучи третьим по величине мировым автопроизводителем, Hyundai оказывает значительное влияние на поставщиков автомобилей в целом, но не только она подвергается критике со стороны активистов. Субботние демонстранты являются частью коалиции климатических и рабочих групп под названием Lead the Charge, цель которой - заставить автопроизводителей отвечать за воздействие их цепочек поставок на климат, трудовые отношения, окружающую среду и права коренных народов. Организация публикует рейтинг, в котором 18 крупнейших производителей электромобилей оцениваются по их воздействию на климат, окружающую среду и права человека. Hyundai заняла 10-е место. В тройку лидеров вошли Mercedes, Ford и Volvo.
Оценка воздействия на климат, проводимая организацией Lead the Charge, сосредоточена на трех автомобильных компонентах: стали, алюминии и аккумуляторах. Согласно отчету Polestar и Rivian, на их долю приходится около 70% выбросов за весь срок службы EV.
По мнению активистов, являясь основным потребителем алюминия и батарей, а также третьим по величине потребителем стали, автопроизводители обладают значительными возможностями для того, чтобы подтолкнуть эти отрасли к более экологичному производству. "В пятницу демонстранты из группы по защите прав потребителей Public Citizen развернули два плаката у входа на автосалон, призывая Toyota к более рациональному использованию цепочки поставок. Они гласили: "Хватит тянуть время. Электромобили - это будущее" и "Откажитесь от угля и порвите связи с принудительным трудом"
По словам представителей организации Lead the Charge, компания Toyota, бывшая "любимицей зеленых" благодаря популяризации гибрида Prius, сегодня является "самым большим отстающим в области электромобилей". Согласно отчету, в прошлом году на долю электромобилей пришелся всего 1% от общего объема продаж компании, при этом утверждается, что компания не установила никаких целевых показателей экологичности для алюминия, стали или аккумуляторов. Компания также получила наихудший рейтинг среди всех 18 автопроизводителей по лоббированию вопросов климата, поскольку, как сообщается, она боролась против стандартов топливной эффективности и налоговых льгот для профсоюзных автопроизводителей.
Протестующие также обращали внимание на предполагаемые связи Toyota с принудительным трудом уйгуров в китайском регионе Синьцзян. В докладе, опубликованном в прошлом году исследователями из Университета Шеффилда Халлама, было обнаружено, что принудительный труд уйгуров используется поставщиками во всех отраслях автомобильной промышленности, что послужило поводом для проведения расследования Сенатом США. "Китайское правительство намеренно перенесло добычу и переработку сырья, а также производство автокомпонентов в Синьцзян-Уйгурский автономный район, по сути, превратив международные цепочки поставок в пленников репрессивных программ и систематического принудительного труда", - утверждается в докладе.
"Мы выделяем Toyota, чтобы заставить ее использовать свою покупательную способность в качестве силы добра", - говорит Эрика Ти Паттерсон, директор кампании Public Citizen по цепочкам поставок автомобилей. "Это крупнейший автопроизводитель, и он уже давно пытается создать себе ложный имидж лидера в области устойчивого развития". Компания Toyota не ответила на просьбу о комментарии.
Широкая коалиция Lead the Charge представляет собой растущий альянс между защитниками климата и рабочими группами, которые рассматривают друг друга как необходимых союзников в борьбе за "справедливый переход" к чистой энергии, не оставляющий в стороне рабочих. Mighty Earth и Public Citizen провели демонстрацию на сентябрьском Детройтском автосалоне в поддержку членов профсоюза United Auto Workers, которые борются за контракт, и два организатора профсоюза UAW приняли участие в дискуссии в среду, чтобы рассказать о недавних победах в борьбе за контракт.
Калифорнийский конгрессмен Ро Ханна выступил на дискуссии вместо Zoom, чтобы продвинуть разрабатываемый им двухпартийный законопроект, который вернет производство стали в США и будет стимулировать производство, безопасное для климата. Девять из 15 крупнейших сталелитейных компаний находятся в Китае, сказал он аудитории, и подавляющее большинство китайских производителей стали работают на угле.
По данным Всемирной ассоциации производителей стали, сталь и другие виды железа составляют примерно 65% веса автомобиля. На долю стали также приходится около 8% мировых выбросов парниковых газов, и эта цифра может возрасти с ростом спроса на электромобили. Большинство производителей стали используют доменные печи, работающие на угле и нефтяном коксе, несмотря на наличие более экологичных методов. Некоммерческая организация ResponsibleSteel сертифицирует производителей, использующих альтернативные источники топлива, такие как водород или железо прямого восстановления.
Однако если крупные потребители стали, например автопроизводители, не будут требовать экологически чистых материалов, переход к экологичному производству может происходить слишком медленно. По данным аналитического центра Agora Industry, занимающегося вопросами климата, к 2030 году более 70% сталеплавильных печей, работающих на угле, должны быть реинвестированы.
Активисты также добиваются от автопроизводителей перехода на экологичные виды алюминия - основного компонента автомобилей, на долю которого приходится 2% мировых выбросов. В докладах Human Rights Watch и Bloomberg добыча бокситов, используемых для производства алюминия, связывается с нарушениями прав человека в Гвинее и вырубкой тропических лесов Амазонки. Несмотря на то, что в прошлом году компания Hyundai превозносила свою сделку с индонезийской горнодобывающей компанией Adaro по производству "зеленого алюминия", эта сделка требует строительства новых угольных электростанций. "Добыча полезных ископаемых, используемых в батареях EV, может стать еще одним серьезным источником разрушения окружающей среды, выбросов углекислого газа и вторжения на земли коренных народов. Пятьдесят четыре процента из 30 металлов и минералов, необходимых для технологий возобновляемой энергетики, таких как батареи для электромобилей, находятся на землях коренных народов или рядом с ними.
Несмотря на этот факт, организация Lead the Charge обнаружила, что две трети компаний, включенных в оценочный лист, не имеют политики, связанной с правами и доходами коренных народов. Организация призывает горнодобывающие компании получать их свободное, предварительное и осознанное согласие в соответствии с декларацией, подписанной организациями коренных народов на прошлогодней конференции ООН по климату.
Хотя электромобили пока составляют небольшую, но растущую долю покупок новых автомобилей, решения, принимаемые сегодня о том, как они будут производиться, будут иметь последствия в течение десятилетий, утверждают активисты. "Если мы не решим эту проблему сейчас, то через 10-15 лет, когда электромобилей будет становиться все больше и больше, будет трудно загнать джинна обратно в бутылку", - говорит Грох.