Украинские механики, возвращают к жизни электромобили, признанные неисправными в США и Канаде, на другом конце света.

Этим летом автомеханик из Ванкувера по имени Макс получил на свой телефон недоуменное сообщение: Бетти Уайт находится в Украине и нуждается в его помощи. Это было удивительно, ведь она погибла на канадском шоссе в январе этого года.

Когда Макс в последний раз видел Бетти Уайт, прозванную им за производительность Tesla Model Y, они оба были в тяжелом состоянии после столкновения на шоссе. У Макса в нескольких местах была порвана вращательная манжета. Небольшой внедорожник на большой скорости отскочил от нескольких бетонных ограждений и получил повреждения всех четырех углов, а его колеса были разорваны на куски. Охлаждающая жидкость, судя по всему, просачивалась в аккумуляторный отсек. По своей работе с EV в гараже Макс понял, что Бетти уже ничего не поможет. "Ни одна автомастерская не стала бы подвергать ремонтников риску с такими повреждениями", - говорит Макс, фамилия которого не называется из соображений анонимности. Поврежденный аккумулятор электромобиля может стать опасным из-за риска удара током, возгорания и токсичных испарений". Его страховщик согласился с этим, и Бетти была списана и отправлена на свалку.

Месяц спустя после того, как он в последний раз видел автомобиль, приложение Tesla Макса сообщило ему, что Бетти необходимо обновить программное обеспечение. На одометре было указано 200 км, автомобиль был полностью заряжен и припаркован в Умани, городе в Черкасской области Украины, расположенном на полпути между Киевом и линией фронта российских сил вторжения. Через несколько минут после первого звонка приложение показало, что автомобиль находится в сервисном режиме, что означало, что Бетти находится на ремонте. "Я подумал, что это, наверное, ошибка, - говорит Макс.

Ошибки быть не могло. Мы разыскали Бетти на украинском сайте автоаукциона: она выглядела как новая, а может, даже лучше, с заново затонированными стеклами и зеркалами заднего вида, обтянутыми черной пленкой. Betty 2.0 продавал "Михайло", который написал, что автомобиль получил "небольшой удар" в Канаде и был отремонтирован с использованием оригинальных деталей Tesla. Цена - 55 000 долларов - была примерно такой же, как стоимость новой Model Y Performance в США.

Межконтинентальное воскрешение Бетти Уайт впечатляет, но не является чем-то необычным. Уже давно автомобили, списанные в Северной Америке, попадают в восточноевропейские ремонтные мастерские, готовые взяться за те повреждения, к которым не притронутся американские и канадские механики. В 2021 г., по последним данным, Украина входила в первую тройку пунктов назначения подержанных американских легковых автомобилей, отправляемых за рубеж, уступая лишь Нигерии и Объединенным Арабским Эмиратам. А украинские импортеры и ремонтники развалюх особенно известны своей изобретательностью. Некоторые из них превратили ремонт списанных через Атлантику электромобилей в свою специальность, что способствует резкому увеличению количества электромобилей на дорогах страны, даже несмотря на войну с Россией.Несмотря на то, что мало кто из автопроизводителей продает новые электромобили в Украине, доля новых зарегистрированных автомобилей с электроприводом (9%) примерно такая же, как в США, и почти вдвое выше, чем в соседних Польше и Чехии. Большинство отремонтированных электромобилей в Украину поступает из Северной Америки, и многие из них имеют значительные повреждения.

По данным страховых компаний, в Северной Америке есть готовый запас разбитых электромобилей отчасти потому, что электромобили становятся все более распространенными, а также потому, что в последние годы относительно новые электромобили с небольшим пробегом списываются чаще, чем их бензиновые аналоги. Американские и канадские ремонтные мастерские и страховщики считают их более опасными и сложными в ремонте. Свалкам трудно зарабатывать на их деталях, и они отправляют их за границу.


Иван Малаховский не боится работать с такими случаями, как Бетти Уайт. В его пятилетнем ремонтном предприятии в Днепре (восточная Украина) ежемесячно ремонтируется около 100 автомобилей Teslas, примерно пятая часть из которых поступает из-за рубежа, а штат сотрудников колеблется от шести до десяти человек. В настоящее время он находится вдали от дома, проходя службу в Вооруженных силах Украины, но управляет своими работниками, а иногда и производит ремонт с помощью программного обеспечения, удаленно. "В нашей жизни есть проблемы, и мы можем их устранить, будь то аккумулятор или полномасштабное вторжение", - говорит Малаховский. "Электромобили, аккумуляторы электромобилей - это не проблема"

.

Батарея электромобиля состоит из тысяч отдельных элементов, которые накапливают и отдают энергию. Иногда, по словам Малаховского, он и его коллеги разбивают большие аккумуляторы, вышедшие из строя, и перерабатывают элементы для питания электроскутеров или даже беспилотников, используемых в военных действиях. По его словам, подавляющее большинство Teslas на украинских дорогах когда-то попадали в аварии в Северной Америке.Военные действия даже иногда способствовали развитию бизнеса Украины по воскрешению электромобилей, поскольку привели к росту цен на бензин и сделали электромобили более привлекательными для водителей. По словам Владимира Иванова, руководителя отдела коммуникаций компании "Ниссан Мотор Украина", в Украине действует сеть общественных зарядных станций, насчитывающая около 11 000 зарядных устройств - это больше, чем в штате Нью-Йорк, и вдвое больше, чем в соседней Польше. С 2018 года правительство Украины отменило большинство налогов и таможенных пошлин на импорт подержанных электромобилей. В США электромобили, как правило, стоят дорого, и средний водитель EV по-прежнему является мужчиной-домовладельцем с высоким уровнем дохода. Североамериканские аварии, украинские льготы на электромобили и относительно низкие цены на электроэнергию создали иную картину. "У нас есть шутка, что все бедные люди ездят на электромобилях, а все богатые - на бензиновых", - говорит Малаховский. "Tesla - это народный, популярный автомобиль, потому что он очень дешев в обслуживании"

.

По словам Ханса Эрика Мелина, руководителя британской консалтинговой компании Circular Energy Storage, отслеживающей международные потоки подержанных электромобилей и аккумуляторов, это произошло сравнительно недавно. В частности, он начал следить за рынком Украины несколько лет назад, после того как заметил, что на аукционных сайтах появляется больше объявлений о продаже Nissan Leaf на украинском языке, чем на английском. В то время Leaf, пионер среди электромобилей, был, по сути, единственным автомобилем, который просуществовал достаточно долго, чтобы сформировать здоровый рынок подержанных автомобилей. Со временем парк электромобилей в Украине стал охватывать весь спектр продаваемых в мире EV, включая Teslas, по мере того как все больше машин выходило на дороги, старело или попадало в аварии.


Роман Тыщенко, 25-летний работник IT-компании, живущий в Киеве, в сентябре прошлого года решил, что ему надоели счета за бензин, которые его джип оплачивает ежемесячно в размере 400 долл. Друзья приобрели подержанные и поврежденные электромобили на интернет-аукционе Copart - американской компании, занимающейся перепродажей автомобилей и имеющей 200 торговых точек по всему миру. Он зашел на сайт и потратил 24 тыс. долл. на серый Tesla Model Y 2021 года выпуска, который получил сильный удар в пассажирскую сторону в Далласе (штат Техас). Бампер был почти полностью оторван, капот помят, некоторые подушки безопасности сработали.



Тексанская модель Y, скорее всего, была признана страховщиком тотальной. После этого она, вероятно, попала на аукцион по утилизации в США, где лицензированные экспортеры, утилизационные мастерские и ремонтники пытались определить, сколько стоимости они смогут извлечь из разбитой машины. Победитель аукциона, а возможно, и сам страховщик, выставил автомобиль на Copart, который сделал его доступным для всех желающих по всему миру, кто хотел получить разбитую Tesla и был готов заплатить за доставку.

Если бы Тыщенко не привез техасскую Tesla в Украину сам, она все равно имела бы все шансы быть отправленной туда кем-то, кто профессионально занимается перегонкой автомобилей в такие страны, как Украина. Такие экспортеры ищут разбитые автомобили, которые потенциально могут стоить больше, чем их стоимость металлолома, но настолько мало, что дорогостоящий ремонт и перепродажа в США не имеют смысла. Некоторые отправляют автомобили напрямую украинским ремонтникам и платят за ремонт, другие импортируют поврежденные автомобили и выставляют их на продажу украинским покупателям, которые могут разобраться в ситуации самостоятельно.

Для того чтобы добраться до ближайшего порта, поврежденному североамериканскому автомобилю требуется от одного до пяти месяцев. До войны разбитые автомобили направлялись в Одесский порт Украины на Черном море. После вторжения России в 2022 году они поступают через Клайпеду в Литве на Балтийском море или Копер в Словении на Адриатическом море и доставляются в Украину на грузовиках. В такой мастерской, как у Малаховского, Tesla можно починить за срок от одной недели до года, в зависимости от степени повреждения.


Тыщенко организовал отправку Model Y в местную ремонтную мастерскую в Киеве, куда она поступила в феврале 2023 года, через пять месяцев после того, как он нажал кнопку "Купить" на сайте. Техник каждые несколько недель присылал ему видеоролики о текущем ремонте EV, и Тыщенко несколько раз заезжал к нему. К маю он заплатил мастеру за работу около 25 000 долларов США и уже ездил на Model Y по Киеву.