Любая технологическая компания, выходящая на рынок автомобилей, нуждается в партнере-производителе. Но Apple EV умерла так же, как и жила: в одиночестве.

После десятилетия слухов, секретных разработок, приходов и уходов руководителей и поворотов, Apple вчера сообщила сотрудникам, что ее автомобильный проект, который внутри компании назывался "Project Titan", больше не существует. Те, кто работает над технологиями четырехлетней давности - электрическими и автономными автомобилями - теперь, как сообщается, сосредоточатся на знаменитом достижении современности, генеративном искусственном интеллекте. О свертывании проекта впервые сообщило агентство Bloomberg; TechCrunch сообщает, что реструктуризация Project Titan, вероятно, будет включать увольнения.

"Прототипы - это легко, серийное производство - трудно, положительный денежный поток - мучительно", - писал несколько лет назад в своем твиттере генеральный директор Tesla Элон Маск. Это урок, который начинающие автомобильные компании - как и Tesla - похоже, усваивают снова и снова. Даже после десяти лет работы Apple так и не смогла сделать первый шаг. (Правда, компания, не любительница полупустых прототипов, по сообщениям, наложила на любую другую фирму, которая касалась ее автомобильного проекта, соглашение о неразглашении.)

Разработка и производство автомобиля - сложная работа. Чтобы справиться с ней, мировые автопроизводители обычно поддерживают отношения с тысячами поставщиков, отвечающих за отдельные аппаратные или программные виджеты. Apple, похоже, пришла к выводу, что лучше обойтись без этой головной боли.

Каждая технологическая компания, надеющаяся прорваться в автомобильное пространство, "нуждается в партнерстве", - говорит К. Венкатеш Прасад, старший вице-президент и главный специалист по инновациям в некоммерческой исследовательской организации Center for Automotive Research. По его словам, то же самое касается любого автопроизводителя, который надеется конкурировать с техногигантами.

Сопоставив судьбу автомобиля Apple с траекторией других технологических гигантов, все еще публично реализующих автомобильные проекты, можно сделать вывод, что эксперимент компании из Купертино пошел не по плану.

Слухи о производственных партнерствах на грани создания автомобиля Apple ходили постоянно: канадский производитель Magna International, корейский производитель аккумуляторов LG, китайская компания Didi Chuxing, разрабатывающая программное обеспечение для поездок и автономных систем, и американский производитель электромобилей Canoo - все они фигурировали в качестве потенциальных партнеров.

В 2021 году Hyundai подтвердила, что корейский автопроизводитель вел ранние переговоры о разработке автомобиля с Apple, который мог быть произведен на ее сборочном заводе Kia в Джорджии. По сообщениям, представители Apple встречались с европейскими производителями еще в прошлом месяце.

Но официально ни о каком партнерстве речи не шло.

Партнерства, однако, стали основой других схем создания техномобилей. Sony создала совместное предприятие с Honda для создания электрического прототипа под названием Afeela, который должен поступить в продажу в 2026 году. Генеральный директор Sony Кеничиро Йошида рассказал The Wall Street Journal, что посещение цеха оснастки, сварки и покраски на сборочном заводе Honda в Огайо подтвердило, что совместная работа была правильным шагом для компании по производству электроники. "В одиночку это было бы сложно сделать", - сказал он. "Оказалось, что вам действительно нужен партнер."

Китайские производители смартфонов особенно стремятся выйти на рынок продаж автомобилей, надеясь поддержать падающие продажи телефонов. И многие из них объединяются для этого с более традиционными автопроизводителями. В конце прошлого года Xiaomi представила свой первый электромобиль и объявила о своем намерении стать ведущим мировым автопроизводителем, получив помощь в производстве от государственного автопроизводителя BAIC Group. Baidu работает над своим электромобилем совместно с холдингом Geely Holding Group. Телекоммуникационный гигант Huawei и производитель Chery Automobile представили в ноябре прошлого года электромобиль под новым брендом Luxeed.

Все эти компании стремятся извлечь выгоду из того, что десять лет назад поняла Apple: Программное обеспечение и возможности подключения, которые теперь встраиваются в новые автомобили, дают технологическим лидерам преимущество перед традиционными автопроизводителями. Но эти преимущества не всегда оправдывали себя.

Проект Titan имел множество других проблем. Высокопоставленные руководители из технологических компаний, автопроизводителей, вдохновленных технологиями, таких как Tesla, и старых автопроизводителей то присоединялись к программе, то покидали ее, по сообщениям, разочарованные изменением сроков и амбиций проекта. Тем временем индустрия автономных транспортных средств менялась вокруг него, превращаясь из лунного гения технологического пространства в все еще сложную инженерную проблему, сталкивающуюся с техническими и нормативными препятствиями.

К тому времени, когда Apple завершила проект по созданию автомобиля, Bloomberg сообщил, что она резко снизила свои амбиции с разработки законного самоуправляемого автомобиля до создания электромобиля с уже привычными автоматизированными функциями помощи водителю, такими, как у автопроизводителей, включая Tesla, General Motors и Ford, которые уже давно на дорогах.

Но, несмотря на такое снижение рейтинга, в прошлом году Apple проехала больше миль на испытаниях автономных автомобилей, чем когда-либо прежде, согласно отчетам, которые компания представила в агентство штата Калифорния. Apple не ответила на просьбу о комментарии.

Кроме того, Apple все еще имеет значительные позиции в автомобильной промышленности благодаря своей информационно-развлекательной системе CarPlay. Многие водители предпочитают интеграцию iPhone в автомобиль технологиям, которые автопроизводители создают с нуля. Действительно, в этом году в США ожидается выход нового поколения CarPlay, которое значительно расширит функции автомобильного пользовательского интерфейса Apple: управление несколькими экранами, интеграция камер, мониторинг автомобиля, климат-контроль и множество данных, связанных с вождением, включая среднюю скорость, топливную экономичность и энергоэффективность автомобиля.

И несмотря на то, что мировая автомобильная индустрия была застигнута врасплох анонсом Apple на WWDC 2022 года о значительно расширенных возможностях новой CarPlay - многие отказались даже комментировать новые возможности программного обеспечения, не говоря уже о подтверждении его внедрения - большинство крупных игроков уже подтвердили, что эта функция появится в их автомобилях. BMW, Audi, Cadillac, Buick, Chery, Chevrolet, Ford, Honda, Jeep, Fiat, Land Rover, Lucid, Mercedes, Toyota и многие другие подписались.

Одним из показателей важности CarPlay для автопроизводителей является заявление президента Hyundai Motor Group Сонг Чанг-Хьена, бывшего инженера Apple и Microsoft, который возглавляет подразделение по разработке программного обеспечения. В январе на выставке CES Сонг рассказал, что его первой задачей после назначения в совет директоров в 2021 году было исправить вопиющее упущение беспроводной интеграции CarPlay в своих автомобилях, гарантируя, что непривязанный доступ Apple наконец-то появится в новом флагмане Kia, полностью электрическом EV9.

Очевидно, что для Apple "это не конец. Это только начало игры", - говорит Прасад, исследователь в области автомобилестроения. "Это очень захватывающая перезагрузка во многих отношениях"

.