Самый заметный признак того, что SpaceX продвигается вперед на первом этапе запуска звездолета под названием Super Heavy, появился в 9:40 утра по местному времени (10:40 EDT; 14:40 UTC) в четверг на стартовой площадке компании Starbase в Южном Техасе. С безошибочным взрывом оранжевого выхлопа SpaceX запустила ракету-носитель Super Heavy, которая уже побывала на краю космоса. Запуск длился около восьми секунд.
Это был первый испытательный пуск "проверенной"- в полете сверхтяжелой РН, и он открывает путь для того, чтобы эта конкретная ракета, получившая обозначение Booster 14, вскоре снова полетела. SpaceX подтвердила, что повторный полет Booster 14, которая ранее стартовала и вернулась на Землю в январе, состоится во время следующего запуска звездолета. В четверг Booster 14 прошел статический огневой тест и, похоже, находится ближе к готовности к полету, чем любая из РН на заводе SpaceX', расположенном на небольшом расстоянии от стартовой площадки.
SpaceX заявила, что 29 из 33 двигателей Raptor, работающих на метане, проверены в полете. Первая повторная эксплуатация Super Heavy станет шагом на пути к достижению нашей цели - повторного полета "без прикосновений"," написала SpaceX на сайте X.
Успешный повторный полет РН Super Heavy станет важной вехой для программы Starship, пока инженеры борются с проблемами на верхней ступени ракеты, известной просто как корабль.
Двигатели Super Heavy способны создать тягу почти в 17 миллионов фунтов, что вдвое превышает мощность ракеты НАСА Saturn V, которая отправила астронавтов на Луну. Super Heavy - это, возможно, самый сложный ракетный ускоритель из когда-либо созданных. И уж точно он самый большой. Чтобы понять, насколько велик этот ускоритель, представьте себе фюзеляж реактивного самолета Boeing 747, стоящего на конце.
Эта статья изначально появилась на сайте Ars Technica, надежном источнике новостей технологий, анализа технической политики, обзоров и многого другого. Ars принадлежит материнской компании Condé Nast.
SpaceX уже запустила восемь полномасштабных испытательных полетов Starship, в ходе которых разгонный блок Super Heavy и верхняя ступень Starship' складываются вместе, образуя ракету высотой 404 фута (123,1 метра). До сих пор разгонная часть ракеты работала хорошо: семь успешных запусков подряд после неудачи во время дебютного полета Starship'.
Последнее время SpaceX восстановила три разгонных блока Super Heavy в четырех попытках. SpaceX имеет богатый опыт восстановления и повторного использования РН Falcon 9. Общее количество посадок ракеты Falcon составляет 426.
Впервые SpaceX использовала РН Falcon 9 повторно в марте 2017 года. Это был оперативный полет со спутником связи, стоимость которого оценивалась в несколько сотен миллионов долларов.
Перед тем, как восемь лет назад состоялся знаменательный повторный полет Falcon 9, SpaceX потратила почти год на ремонт и повторное тестирование ракеты после ее возвращения из первой миссии. Ракета набрала больше пробега на земле, чем в полете: сначала она вернулась на стартовую базу во Флориде на беспилотном корабле SpaceX, а затем на грузовике переехала в штаб-квартиру SpaceX в Хоторне, Калифорния, для тщательной проверки и ремонта.
После того, как инженеры закончили эту работу, они перевезли ракету на испытательный полигон SpaceX в МакГрегоре, штат Техас, для проведения испытаний, а затем вернули ракету во Флориду для окончательной подготовки к запуску.
Для ракеты-носителя Super Heavy такого путешествия не будет. Прежде всего, ее гораздо сложнее транспортировать, чем более короткую и тощую Falcon 9. Конструкция Super Heavy' также включает в себя усовершенствования, основанные на уроках, полученных в ходе программы Falcon 9. Это помогло SpaceX вывести Super Heavy на порог повторного полета менее чем за три месяца.
Вы можете посмотреть повтор статического огневого испытания в четверг на этом видео с сайта NASASpaceflight.com.
С Starship и РН Super Heavy SpaceX должна получить больше очков за сложность. Super Heavy больше по размерам и имеет больше двигателей, чем Falcon 9, поэтому теоретически больше вещей могут пойти не так. И вместо того, чтобы приземляться с помощью посадочных опор в отдельном месте, SpaceX использует механические руки, чтобы поймать РН Starship', когда она возвращается на стартовую площадку.
Этот подход должен позволить инженерам быстро повторно использовать РН Super Heavy. В конечном итоге SpaceX будет делать то же самое со звездолетами, возвращающимися с орбиты.
В то же время, когда инженеры делают шаги вперед с РН Super Heavy, другая большая часть Starship задерживает каденцию запусков SpaceX' в Техасе. Разгонный блок, или корабль, отказал примерно в одной и той же точке полета во время двух последних испытательных полетов SpaceX в январе и в марте.
В этих испытательных полетах впервые использовался модернизированный, более крупный корабль, известный как Block 2 или Version 2. Во время обоих полетов Starship потерял мощность двигателей и вышел из-под контроля примерно через восемь минут после старта, развалившись на части и сбросив огненные обломки в районе Багамских островов и островов Теркс и Кайкос.
Эти неудачи не позволили SpaceX испытать модернизированный тепловой экран Starship', одно из самых значительных усовершенствований, представленных в Block 2. План обоих полетов состоял в том, чтобы отправить Starship по космической траектории через полмира, а затем совершить управляемый вход в атмосферу над Индийским океаном, чтобы упасть в точке к северо-западу от Австралии. Успешное вхождение в атмосферу и падение в море могли бы дать представителям SpaceX уверенность в том, что они попытаются совершить полный орбитальный полет Starship, который завершится поимкой на стартовой площадке в Техасе.
Но вместо этого SpaceX повторила тот же профиль запуска из январской миссии в следующем полете в марте. Компания, скорее всего, сделает то же самое в ходе 9-го полета, следующего запуска Starship.
SpaceX завершила расследование аварии, которая прервала январский испытательный полет, по данным Федерального управления гражданской авиации. В понедельник FAA объявило, что приняло результаты расследования SpaceX', которое определило "вероятную первопричину потери аппарата Starship - более сильные, чем ожидалось, вибрации во время полета [которые] привели к увеличению нагрузки на оборудование двигательной установки и его отказу.
В конечном итоге вибрации привели к возгоранию в моторном отсеке, после чего двигатели отключились, и аппарат потерял управление.
В FAA заявили, что SpaceX определила и выполнила 11 корректирующих действий, чтобы предотвратить повторение подобной аварии. Официальные лица пока не назвали вероятную причину неудачи при запуске в марте. В FAA заявили, что расследование SpaceX' остается открытым. Но обстоятельства и время, когда произошла эта неудача, позволяют предположить, что у нее может быть схожая первопричина.
Как бы то ни было, несколько неудач Starship' в начале года - это неудача. Элон Маск, основатель и генеральный директор SpaceX, хотел, чтобы в 2025 году компания запустила до 25 звездолетов. Это означает, что критические испытания корабля на вхождение в атмосферу и возвращение на стартовую площадку, возможность дозаправки на орбите, а также первые полеты Starship для размещения более крупных версий интернет-спутников Starlink будут отложены. Ранее в этом году Маск предположил, что демонстрация дозаправки Starship будет перенесена на 2026 год, что не является хорошей новостью для НАСА.
У американского космического агентства есть многомиллиардные контракты с SpaceX на разработку версии Starship для высадки астронавтов на южный полюс Луны в рамках лунной программы Artemis. Для этих миссий SpaceX должна запустить около 10 (точное число остается неясным) заправочных полетов Starship на низкую околоземную орбиту, чтобы пополнить топливные баки корабля перед его отправкой на Луну.
Это потребует не только тщательной демонстрации архитектуры дозаправки, но и восстановления и повторного использования разгонных блоков и кораблей для поддержания достаточно высокой скорости запуска, чтобы завершить все дозаправочные полеты в течение периода от нескольких недель до нескольких месяцев.
SpaceX не опубликовала график следующего полета Starship, но, вероятно, до него осталось не меньше месяца. Корабль, назначенный для следующего испытательного полета, все еще находится на заводе на Звездной базе. Следующим его шагом будет выкат на испытательный стенд для запуска двигателя, затем SpaceX, скорее всего, вернет его на завод для проверок и доводки. Затем SpaceX перевезет корабль на стартовую площадку, где экипажи поднимут его на вершину ракеты-носителя Super Heavy в последние дни перед стартом.
Эта история первоначально появилась на сайте Ars Technica.
.