Модель 3 компании Tesla, Polestar 2, Volkswagen ID.7 и Volvo C40 не дотягивают до заявленного по WLTP запаса хода более чем на 100 миль, когда их испытывают в арктических условиях.
Чтобы понять, насколько сильно на запас хода электромобилей влияет холодная погода, и выяснить, какие автомобили лучше всего справляются с заявленным запасом хода при резком понижении температуры, Норвежская автомобильная ассоциация раз в два года проводит El Prix. Утверждается, что это крупнейший в мире тест на дальность хода электромобилей, который проводится летом и зимой, причем последний завершается в конце января.
С 2020 года в El Prix доминирует Tesla. В 2022 году победу одержала Model 3, а в 2023 году Model S заняла первое место, проехав 329 миль до разрядки аккумулятора.
Помимо общего запаса хода, El Prix показывает разницу между запасом хода электромобиля по WLTP (обычно немного выше, чем у EPA), который указывается производителем и обычно используется потребителями для сравнения автомобилей, и тем, что реально возможно при отрицательных температурах.
Модель S, победившая в 2023 году, отклонилась от своего запаса хода по WLTP на 65 миль, или на 16 процентов. Это не было победным результатом. Maxus Euniq 6 из Китая отклонился всего на 10,5 процента, хотя и на меньшую величину, но Tesla показала гораздо лучший результат, чем Mercedes EQE (его цель была нарушена на 128 миль, или 33,5 процента) и Toyota bZ4X (около 112 миль, или 35,7 процента).
Перейдем к зимнему El Prix 2024 года, и как вы думаете, как выступила недавно обновившаяся Tesla Model 3? Она проиграла. Плохо.
Tesla заняла предпоследнее место
Сравнивая реальный запас хода в холодную погоду с заявленным по WLTP, Tesla заняла 22-е место из 23 автомобилей. Холодные температуры сократили запас хода Model 3 на внушительные 117 миль, и только Volkswagen ID.7 показал худшие результаты, остановившись на 121 миле от заявленного запаса хода.
В данном случае важен контекст. 274 мили арктического пробега Model 3, несмотря на то, что она не оправдала ожиданий, поставили ее на довольно приличное восьмое место по этому показателю. Я вернусь к этому вопросу и к тому, почему Tesla все же выступила довольно плохо, позже.
Победителем стал HiPhi Z. Он проехал 324 мили и не дотянул до целевого показателя WLTP всего 21 милю, несмотря на снег под ногами и температуру до -11° по Цельсию (12,2° по Фаренгейту).
"Hi-wh...?" - спросите вы, возможно, спросите. Z - это новый электромобиль высокого класса от HiPhi, еще одного китайского стартапа, который может заставить Элона Маска и большую часть Германии спать бессонными ночами. HiPhi - это автомобильный бренд шанхайского технологического стартапа Human Horizons, который сам был основан только в 2017 году.
Первый автомобиль HiPhi, названный X, появится в 2021 году, а Z - в 2023 году. Конечно, он будет доступен в Китае, но также и в Европе, где технологически продвинутая новинка намерена потягаться с Porsche Taycan. Мы ездили на HiPhi Z в 2023 году и высоко оценили его управляемость, производительность и общий уровень технологий, но раскритиковали его дизайн, отсутствие 800-вольтовой зарядки и пространство в салоне.
Есть еще несколько плохих результатов среди автомобильных марок, независимо протестированных на зимнем El Prix 2024. Давайте посмотрим на потери в процентном соотношении. Так мы сможем лучше понять, насколько тот или иной автомобиль не дотягивает до диапазона WLTP, и не отвлекаться на EV с самыми большими батареями.
Также стоит помнить, что у каждого автомобиля в тесте Норвежской автомобильной ассоциации температура в салоне была установлена на 21°C (69,8°F). Более того, чтобы обеспечить справедливость, температура устанавливалась с помощью термометра, а не собственной системы климат-контроля, поскольку у двух автомобилей могут быть разные представления о том, что такое 21°C.
Компания HiPhi Z не дотянула до своего диапазона WLTP всего на 5,9 %, что делает ее победителем и по этому показателю. Tesla Model 3, тем временем, не дотянула до заявленного запаса хода чуть менее чем на 30 процентов, заняв 19-е место.
Polestar, VW и Volvo оказались неожиданными неудачниками
Интересно, что в четверку автомобилей, показавших результаты даже хуже Tesla, вошли Polestar 2 Long Range (30 процентов, 115 миль отставания от показателя WLTP), Volvo C40 (30,9 процента, 110 миль), Toyota bZ4X (31,8 процента, 91 миля) и Volkswagen ID.7 (31,9 %, 121 миля). Проще говоря, запас хода этих автомобилей сократился почти на треть по сравнению с заявленным производителем в WLTP.
WLTP расшифровывается как Worldwide Harmonized Light Vehicle Test Procedure. Введенный в качестве глобального стандарта в 2017 году, он призван имитировать вождение автомобилей в реальном мире. Испытательный цикл включает в себя четыре части, каждая из которых отличается средней скоростью и включает в себя различные фазы разгона и торможения, а также остановки и старты.
В зимнем испытании El Prix также тщательно проверяется энергоэффективность, в данном случае с использованием европейской метрики кВт/ч на 100 км (62 мили). Наибольшей эффективности добился MG4 Trophy Long Range (17,9 кВт-ч на 100 км), но поскольку в этом тесте основное внимание уделяется тому, как автомобили работают по сравнению с заявленными производителем показателями, победителем стал Nio EL6, который показал 20 кВт-ч на 100 км - на 9,5 % больше, чем заявлено производителем. Несмотря на несомненную эффективность, MG не дотянул до заявленного производителем запаса хода на 8,5 %.
Модель 3 показала расход энергии 18 кВт-ч на 100 км, но поскольку Tesla не публикует заявленную эффективность, это сложно оценить в контексте. HiPhi Z показал расход энергии 23,5 кВт-ч на 100 км, что на 15,2 процента выше заявленного.
Подведение итогов этого теста - процесс, мягко говоря, непростой. То, насколько EV теряет запас хода в холодную погоду, не имеет большого значения для водителей, живущих в постоянно теплых климатических условиях, а автомобиль с более емкой батареей (как HiPhi Z с его массивным блоком на 120 кВт-ч) почти всегда имеет преимущество. Аналогично, автомобиль, который едет не так далеко, но заряжается быстрее, также выгоден, если местная сеть зарядки соответствует требованиям.
Но положительные и отрицательные примеры все же заслуживают вашего внимания. Polestar 2, Tesla Model 3, Volkswagen ID.7 и Volvo C40 не дотянули до заявленного по WLTP запаса хода более чем на 100 миль, а Hyundai Ioniq 6 - автомобиль, который хвалят за впечатляющую архитектуру 800-вольтовой системы и коэффициент сопротивления всего 0,21, - также не выдержал конкуренции, продемонстрировав дефицит в 91 милю. Как ни крути, автомобиль, не дотягивающий до заявленного запаса хода на 100 миль, далек от идеала и, как показывает этот тест, не является универсальным явлением.
Победители в номинации "Расчетный запас хода": HiPhi, BMW, Kia и Lotus
На другом конце шкалы похвалы заслуживают не только HiPhi Z (его реальный запас хода всего на 21 милю меньше WLTP), но и BMW i5 (38 миль, или отклонение в 12,2 процента), Kia EV9 (39 миль, или 12,5 процента), Lotus Eletre (40 миль, или 12.3 процента), и китайский новичок XPeng G9 (42 мили, или 13,1 процента).
Следующим шагом станет вопрос о том, насколько такие тесты, как WLTP, плюс в целом более строгое Агентство по охране окружающей среды в Северной Америке и довольно щедрый Китайский цикл испытаний малотоннажных автомобилей в Китае, справляются с этой задачей. Нильс Сёдаль из Норвежской автомобильной ассоциации сказал: "Результаты тестов показывают, что нам нужен зимний WLTP для EV. Мы предложили официально проводить WLTP при температуре -7°C [19,4°F]. К сожалению, ЕС не следит за этим в ходе переговоров по Евро-7". Евро-7 - это свод правил, устанавливающих новые стандарты выбросов для новых автомобилей и транспортных средств, продаваемых в Европе.
Показатели Tesla Model 3 (или их отсутствие) также поражают, особенно учитывая то, насколько хорошо марка показала себя в предыдущих зимних тестах на дальность хода. Седаль сказал, что NAA была "очень удивлена" потерей запаса хода, добавив: "Мы знаем, что Tesla проверит автомобиль, участвовавший в тесте, и выяснит, все ли с ним в порядке. В других тестах, которые мы проводили, автомобили Tesla показали хорошие результаты с большим запасом хода и низким расходом топлива."
В прошлом году победившая Tesla Model S проехала 329 миль, что на 65 миль, или 16,4 процента, меньше ее запаса хода по WLTP. Даже если будет обнаружена неисправность конкретной Model 3, протестированной Норвежской автомобильной ассоциацией в этом году, общая картина рынка такова, что некоторые EV страдают в морозную погоду гораздо больше, чем другие.
Такой неизвестный стартап, как HiPhi, возглавил хит-парад как по дальности хода, так и по минимальному отклонению от заявленной дальности, и это так же впечатляет, как и разочаровывает то, что Polestar, Volvo и Volkswagen томятся в нижней части таблицы.
HiPhi заявила, что выносливость ее автомобиля в холодную погоду можно объяснить системой терморегулирования, разработанной компанией Human Horizons, которая владеет брендом HiPhi. По словам китайского автостартапа, она "сочетает в себе эффективную систему кондиционирования воздуха с тепловым насосом и интеллектуальную систему терморегулирования E-Powertrain". Именно эта интеграция, утверждает HiPhi, позволяет ее автомобилю превосходить конкурентов.
Терморегуляция - ключевой фактор эффективности EV. Мы уже видели, как производители электромобилей, такие как Rimac и Porsche, стремятся снизить температуру батарей и моторов, чтобы всегда обеспечивать резкое ускорение. Но очевидно, что многим производителям - и особенно Tesla, судя по результатам этого арктического марафона, - еще предстоит многое узнать о работе в условиях сильного холода и, что особенно важно, о надежном достижении заявленного запаса хода.
Пока Tesla, Polestar, Volvo и Volkswagen не придумают, как сделать свои электромобили такими же термоэффективными, как HiPhi, для многих водителей беспокойство за запас хода может быть всего лишь на расстоянии холодного выстрела.