Не только "Кибертрак" Элона Маска. Дизайн автомобилей в основном ориентирован на мужчин, хотя женщины покупают более 60 процентов всех новых автомобилей, продаваемых в США. Электромобили - это шанс исправить эту ошибку.

Конечно, при первом показе угловатого, остроугольного и агрессивного концепта Cybertruck Пол Снайдер, председатель программы транспортного дизайна в Детройтском колледже творческих исследований, недоверчиво спросил: "Что там происходит?"

Элон Маск, генеральный директор Tesla, был, конечно же, безапелляционен. "Мы хотим быть лидером в области технологий апокалипсиса", - сказал он в 2020 году в интервью Джею Лено. Одетый с ног до головы в черное, включая черные авиаторы, и похожий на Нео из "Матрицы", он добавил, что кровать грузовика достаточно велика, чтобы "установить ракетную установку"

Но Маск не одинок в предпочтении такой громогласной мужской автомобильной эстетики. Новый флагман Tesla всего лишь представляет собой нынешний пик мужского дизайна автомобилей. Гиперкар A шанхайского производителя электромобилей HiPhi тоже не отстает. Как и нелепый концепт Hyper Force от Nissan, который дебютировал на Японской выставке мобильности в октябре и выглядит так, будто его пригнали прямо из Death Race 2000.

Но рынок для Cybertruck явно есть (всего 15 процентов предварительных заказов равны годовым продажам грузовиков Toyota в США), а автомобильная промышленность, несмотря на разрушительное появление электрических силовых агрегатов и почти 50/50 разделение мужчин и женщин-водителей только в США, упорно продолжает отдавать предпочтение мужскому взгляду на то, как выглядят автомобили.

Переосмыслить автомобиль

Легендарный промышленный дизайнер Дитер Рамс знаменито сказал: "Ограничьте все до самого необходимого, но не убирайте поэзию". Эту цитату часто вспоминают в разговорах о дизайне с большой буквы Д. (Что это значит? Когда он хорош? Когда он в опасности? Кто должен решать?) Один из самых больших вопросов дизайна с большой буквы "Д", разворачивающийся прямо сейчас, связан с полным переосмыслением автомобиля.

Автомобиль, безусловно, был самым выдающимся изобретением 20-го века, но теперь двигатель внутреннего сгорания угрюмо направляется через заднюю дверь (правительство Германии требует лазейки для синтетического топлива) с грядущим запретом, в то время как архитектуры EV стучатся вперед, а некрутые водородные элементы надеются, что их впустят в качестве плюса.

Традиционно двигатели внутреннего сгорания (ДВС) шумные, сложные и занимают много места в кузове автомобиля. Электромобили не требуют ДВС и трансмиссионного тоннеля, оставляя место для плоского пола и фокусируясь на аэродинамике. При переходе на электромобили могут измениться многие аспекты дизайна автомобиля: свесы колес, форма экстерьера, видимые воздухозаборники, планировка салона и многое другое.

Кроме того, стандартная характеристика внешнего дизайна автомобиля - внешний вид - на протяжении десятилетий анекдотически напоминала клишированные мальчишеские мечты о Hot Wheels. Джереми Оффер, руководитель отдела глобального дизайна Volvo, говорит, что физический продукт автомобиля всегда был пропуском к восприятию автомобиля. В большинстве случаев этот опыт был связан с потребностью в скорости и производительности: мачо-футбольные подтяжки, мощные выпуклости, выдающаяся вперед решетка радиатора, сопла капота и плавные изгибы аэродинамики. "Это всегда было признаком инженерного совершенства", - говорит Оффер. "Это модель Формулы 1."

Если мужественность была всеобъемлющим стандартом дизайна в автомобилестроении, то выявление ее противоположности (женственности? андрогинности?) среди новых технологий трансмиссии потребует некоторых нюансов. В любом случае, впервые за столетие появилась гигантская возможность полностью перевернуть эти стандарты (скорость, управляемость, аэродинамика) и пересмотреть наше представление о том, как мы думаем, строим и проектируем автомобили. Это сложно, и поэтому идея Рамса о том, что нужно сохранить и главное, и поэзию, может оказаться непростой.

Где женщины-дизайнеры?

Если учесть, что большинство руководителей высшего звена большинства крупных производителей оригинального оборудования (OEM) - мужчины, неудивительно, что автомобили уже давно ассоциируются со стереотипом, подпитываемым тестостероном. Даже манекены для краш-тестов исторически создавались с учетом мужского типа фигуры.

Быстрый поиск в LinkedIn показывает, что в Volkswagen, Volvo, Chrysler, BMW, Porsche, Bugatti, Audi, Ford, Kia, General Motors и Mercedes-Benz все руководители-дизайнеры - мужчины. (Женщины, похоже, появляются у руля OEM-производителей, занимающихся отделкой и дизайном интерьера; GM, McLaren, Volkswagen, Audi и Mercedes-Benz - одни из тех брендов, которые в тот или иной момент поставили женщин на этот руководящий пост.)

В целом присутствие и влияние женщин в индустрии растет медленно. Один проблеск появился в середине 1950-х годов: Харли Дж. Эрл, дальновидный руководитель General Motors, собрал 10 женщин-промышленных дизайнеров в группу, известную как "Дамы дизайна", чтобы придать интерьерам автомобилей автопроизводителя женственный оттенок. "Это важная веха", - говорит Хелен Эвенден, куратор и преподаватель архитектуры и дизайна в Йельском университете и Королевском колледже Лондона. "Она показала, что женщины могут это делать. И они продвигали это. Но после этого просто ничего не было... Почему такого больше не происходило?"

Как отмечает Эвенден, список автомобилей, разработанных женщинами с тех пор, остается крошечным. По данным Women's Automotive Network, Марилена Корваше стала первой женщиной, возглавившей дизайн крупного производителя, создав в 1982 году Ghia Brezza (хотя на самом деле она так и не была выпущена); Мими Вандермолен стояла за дизайном Ford Probe; Дайан Аллен разработала дизайн Nissan 350Z; а Мишель Кристенсен создала дизайн Acura NSX.

Интересно, что Вандермолен получила образование дизайнера интерьера и позже отвечала за дизайн Ford Taurus, а затем Probe, специально для того, чтобы женщинам было удобнее водить автомобиль. Ее часто называют дизайнером тактильных органов управления, поворотных циферблатов и цифровых панелей управления салоном. Широко цитируется, что однажды она сказала своему боссу: "Если я смогу решить все проблемы, связанные с управлением автомобилем для женщины, это сделает его намного проще для мужчины".

Эвенден также отмечает, что отсутствие автомобилей, разработанных женщинами или для женщин, имеет огромные последствия, учитывая, что этот пол составляет половину населения. "Это просто безумие", - говорит она. "Сценарии, в которых оказываются женщины, отличаются от мужских". По ее словам, несмотря на некоторые усилия (в частности, она отмечает зеркало-суетку на заднем сиденье, разработанное много лет назад в Rolls-Royce для женщин-пассажиров), женщины могут находить автомобили отчужденными. "Предполагается, что нам неважно, какого пола люди, однако в этой индустрии до сих пор нет женщин [во главе дизайна]. Это не дает женщинам возможности быть дальновидными."

Непривлекательная карьера

Крис Бэнгл, бывший руководитель отдела дизайна BMW Group и основатель дизайнерской консалтинговой компании Chris Bangle & Associates, говорит, что когда он начал работать в BMW в 1992 году, в отделе дизайна было около 9 процентов женщин. К моменту его ухода в 2009 году эта цифра достигла 29 процентов, а численность его группы увеличилась в четыре раза, причем многие женщины занимались цветом, отделкой и материалами, поскольку эти группы в значительной степени опираются на дизайн интерьера, моду и текстиль.

В период его работы Бэнгл также назначил первую из трех женщин главой Designworks USA (дочерней компании BMW), а дизайн BMW Gen-2 Z4 был разработан под руководством двух женщин (одна руководила экстерьером, другая - интерьером). "Хотя для совета директоров BMW было совершенно неважно, кто разрабатывал автомобили, лишь бы они имели лучший дизайн, - говорит он, - это, пожалуй, первый пример крупного спортивного автомобиля, полностью спроектированного с участием обеих ведущих дизайнеров-женщин".

По-прежнему, если не приводить строгих и точных цифр о том, сколько женщин со временем получили влияние в индустрии автомобильного дизайна, преобладают домыслы и анекдоты. Джефф Уордл недавно был исполнительным директором отдела транспортных систем и дизайна в Калифорнийском колледже дизайна ArtCenter. По его словам, когда он окончил лондонский Королевский колледж искусств в 1977 году, автомобильный дизайн в целом не представлял собой огромного пространства. "Говорили, что во всем мире было менее 1000 автомобильных дизайнеров", - говорит Уордл. "Сейчас их несколько тысяч."

И, действительно, если стереотип о Hot Wheels действительно имеет вес, это может повлиять на то, как много женщин выбирают автомобильный дизайн в качестве карьеры после окончания колледжа. "Может быть, просто заниматься дизайном автомобилей как карьерой непривлекательно, если эта тема вас не увлекает, - предполагает Бэнгл, - но я не уверен, что это верно настолько, что исключает кого-то из игры. Многие женщины любят бензин, но если вернуться к тому времени, когда формировался нынешний состав топ-менеджеров, какова была ситуация для того, чтобы стать дизайнером автомобиля?"

За пределами программ по многообразию, равноправию и вовлеченности, направленных на развитие талантов внутри OEM-производителей, вам придется копнуть довольно глубоко, чтобы найти нишевые возможности для связи женщин с автомобильной промышленностью. Весной этого года McLaren запустила программу 60 Scholars, направленную на повышение уровня участия женщин в индустрии STEM, создавая карьерный рост и возможность наставничества для женщин в возрасте от 18 до 23 лет. Фонд Prancing Ponies Foundation начал свою деятельность в 2015 году с первого ралли Ferrari, в котором участвовали только женщины, и продолжает проводить полностью женское автошоу каждый август в Кармел-бай-зе-Си, Калифорния, в дополнение к программам, помогающим начать карьеру в области STEM для женщин из недопредставленных сообществ.

Мишель Кристенсен, которая разработала дизайн Acura NSX (известной в остальном мире как Honda NSX) и является главой отдела дизайна китайского производителя люксовых электромобилей Karma Automotive, говорит, что с детства была фанатом техники: "У моих мамы и папы были мускулистые автомобили. Мой дядя занимался дрэг-рейсингом на Barracuda... У меня была эта природная склонность к двигателям, механике и быстрым вещам". На одной из выставок хот-родов, куда они отправились, ее отец обратил внимание на дизайнера автомобилей. "Я не знала, что можно сделать такую карьеру", - говорит она. Я сказала: "Что?! Ты можешь это сделать?!" Она была одной из двух женщин в своем выпускном классе в Школе дизайна ArtCenter в Пасадене и в выпускной вечер получила работу дизайнера в Honda.

"Я помню, как один из моих менеджеров сказал мне: "Мы взяли тебя на работу не потому, что ты женщина. Мы взяли тебя на работу из-за твоего портфолио", - говорит она. "Есть люди, которые заставляют вас чувствовать себя символом. Когда ты один из немногих, приятно осознавать, что ты не просто галочка".

Свою очередь, Кристенсен давно увлекается дизайном автомобилей, но она признает, что представляет собой исключение из правил, а не правило. Она часто называет себя "единственной девушкой в море парней" и считает, что в классе автомобильного дизайна никогда не было больше трех женщин. Кристенсен считает, что "в автомобилях не хватает страсти". Это не типично для воспитания большинства девушек". Именно благодаря этому я и пришла в эту сферу."

Электромобили изначально предназначались для женщин

Возможно, сейчас открывается окно, чтобы добавить больше таких женщин, как Кристенсен, в команды дизайнеров и привнести больше женственности или даже андрогинности в дизайн автомобилей. "Наши автомобили становятся все более похожими на устройства", - говорит Оффер. "Нам нужен новый взгляд на автомобильный опыт". Как ни странно, несмотря на то, что тема кажется актуальной, электромобили существуют с конца 1800-х годов. Первый автомобиль Фердинанда Порше, Egger-Lohner Model C.2 Phaeton, был электрическим, а к началу XIX века, по оценкам Министерства энергетики США, треть всех автомобилей были электрическими. Они были тихими, простыми в использовании и идеально подходили для локальных поездок по городу - именно поэтому их продавали женщинам. Одна из моделей, Waverly Electric 1912 года, подчеркивала чистоту и простор ("нежные платья не пострадают в этом просторном электромобиле!").

Что касается того, что ждет EV сегодня, Оффер говорит, что цель состоит в том, чтобы "исследовать уровень настройки и модульности в автомобиле, который может подстраиваться под ваши собственные потребности: шопинг, кемпинг, отвоз детей в школу. Речь идет о том, чтобы сделать автомобиль адаптируемым к потребностям мужчины, женщины или ни того, ни другого". Данные Организации по экономической координации и развитию показывают, что во всем мире женщины по-прежнему выполняют большую часть неоплачиваемой работы по дому и несут ответственность. Мужчины в среднем тратят на это чуть больше 2 часов в день, а женщины - чуть больше 4 часов ежедневно.

Встраивание в автомобили элементов дизайна, удобных для собак, детей и продуктов, не является сексизмом или покупкой на стереотипы - это кивок в сторону невидимого труда, который женщины выполняют каждый день, независимо от того, работают ли они полный рабочий день, сидят дома или что-то среднее. И, кстати, многие мужчины тоже занимаются этим трудом и могут оценить маленькую деталь, которая облегчает работу с автомобильным креслом или путешествие с золотистым ретривером.

Скотти Рейсс, основательница сайта A Girls Guide To Cars, проводит свое время, помогая женщинам ориентироваться в автомобильной индустрии, изучая такие вещи, как подголовники, которые лучше всего подходят для хвостиков (которые многие люди носят независимо от пола), или то, как мода влияет на дизайн автомобилей, и даже составляя профили дизайнеров таких производителей комплектующих, как GMC и Toyota. По ее словам, она уже видит некоторые зачатки концепции Offer, в частности в компании Buick (на которую, кстати, по данным S&P Mobility, приходится более 55 процентов всех новых автомобилей, зарегистрированных женщинами в 2022 году).

"Buick бессовестно переделывает свой бренд для женщин", - говорит Рейсс. "Они адаптировали свой интерьер под женскую аудиторию: более светлые цвета, большие люки и салон, созданный для того, чтобы вы чувствовали себя хорошо. Buick действительно попытался выяснить, что нужно и чего хотят женщины в своих автомобилях, и предоставить это в доступной форме."

Конечно, все производители комплектующих выполняют домашнюю работу с точки зрения маркетинга и фокус-групп клиентов. Они хорошо осведомлены о покупательской способности женщин. В 2019 году сайт Cars.com опубликовал данные, согласно которым на долю женщин приходится 62 процента всех новых автомобилей, проданных в США, и они влияют на более чем 85 процентов всех покупок автомобилей. Kia также, по словам Рейсса, конкурирует с Buick за покупательниц: "Sorrento - еще один хороший пример. Он очень функционален и прост в использовании: капитанские кресла в центральном ряду, место для больших собак и детей". (General Motors, которой принадлежит Buick, отказалась от комментариев для этой статьи.)

Volvo's All-Female Concept Team

Пожалуй, не всегда конечный результат проектирования для женщин находит отклик как у мужчин, так и у женщин, не говоря уже о сообществе ЛГБТКВ+. Например, в 2004 году женская команда Volvo спросила женщин, что бы они хотели видеть в автомобиле, как внутри, так и снаружи. В результате был создан единственный в своем роде концепт-кар Your Concept Car (YCC), который должен был отвечать всем требованиям опрошенных женщин: легкость парковки, минимальное обслуживание, продуманное хранение, хорошая обзорность, удобство посадки и высадки. Где он сейчас? На рынке его нет, хотя двухлетняя ветка Reddit, в которой обсуждается YCC и то, каким он мог бы быть, изобилует мнениями любителей техники всех полов.

Есть некоторые свидетельства того, что производители комплектующих рассматривают женщин как голос практичности в дизайне автомобилей, особенно по мере перехода индустрии на EV-технологии. В январе 2023 года на заседании Национальной ассоциации автомобильных дилеров несколько руководителей отделов продаж и маркетинга из GMC, Toyota и Audi обсудили, чего хотят женщины в EV.

"Чего хотят женщины в EV: Они хотят безопасный автомобиль, они хотят, чтобы он был удобным, они хотят, чтобы он был стильным. Они хотят получить отличный опыт, который не зависит от того, едут ли они на автомобиле с ДВС или на EV", - говорит Молли Пек, директор по глобальному маркетингу GMC и Buick. "Мы заметили, что женщины очень рады зарядке в домашних условиях. Это так удобно, а перспектива не ездить на заправку просто неотразима."

Покупатели во всем мире также все больше интересуются тем, из каких материалов сделаны их автомобили. Перерабатываются ли они? Есть ли способ интегрировать в автомобиль более экологичные технологии? Бэнгл говорит, что цветовая гамма и дизайн материалов в значительной степени недооцениваются. "Помимо того, что они влияют на всю экологичность отрасли, их работа может быть одной из самых ценных для создания эмоциональной связи с клиентами", - говорит Бэнгл. "Насколько я знаю, до сих пор довольно редко встречаются дизайнеры автомобилей, получившие образование в области цвета, материалов и отделки, в отличие от тех, кто пришел в автомобильную индустрию из другой области, например, моды или текстильного дизайна. Я не уверен, что системы образования действительно соответствуют потребностям индустрии [сейчас] в этом вопросе."

Джо Льюис, руководитель отдела дизайна цвета и материалов в McLaren, начала свою карьеру в текстиле и моде в Stella McCartney, но в автомобильной индустрии работает уже 12 лет. "Сейчас материалы влияют на дизайн и играют в нем ведущую роль", - говорит она. "Мы создаем материалы, а не то, что лежит сверху, как глазурь на торте. Материалы стали более неотъемлемой частью дизайна".

Льюис говорит, что в ее команде из восьми человек есть как мужчины, так и женщины (половина и половина), а также широкий спектр дисциплин, от ультразвукового соединения (то, что вы можете увидеть на швах купальников Speedo) до геологии и дизайна обуви. Что касается материалов, то, по словам Льюис, она начала работать с ультратканями (легкими, не пропускающими влагу материалами, которые можно встретить на частных самолетах или яхтах), которые сочетают производительность с роскошью и комфортом, а также с кашемиром, кожей, изготовленной на заказ, и красками для наружных работ. "Это открыло простор для понимания того, чего хотят клиенты и что мы можем сделать инновационного, о чем они еще не думали", - говорит Льюис.

Смена направления

Дерек Дженкинс, старший вице-президент по дизайну и бренду Lucid Motors, говорит, что начал думать о самолетах, которые должны стать основой будущего дизайна EV, и заметно отшатывается от мысли, что дизайн автомобилей по своей сути мужской. "[В Lucid Air] мы намеренно отошли от агрессивных формулировок", - говорит он. "Здесь нет фальшивых вентиляционных отверстий, дыр или совок, нет никаких угрожающих качеств автомобиля. Я смотрел на него скорее как на реактивный самолет - безупречно гладкий. Когда я вижу машину на дороге, она скользит как воздух. Для меня это не мужское и не женское начало. Это просто элегантность."

По словам Дженкинса, важно, чтобы Air не выглядел "откровенно хвастливым" или "откровенно мужским" - хотя он признает, что "мужественный" - "термин, который я часто использую в автомобильном дизайне, и мы все еще используем его, но в контексте Lucid мы не стремились к этому."

Пожалуй, потребность в новых подходах будет расти по мере того, как автомобильные интерьеры будут все больше внимания уделять дизайну. Ральф Жиль, директор по дизайну Chrysler, считает, что, поскольку автомобили становятся "компьютерами с невероятной мощностью", он пересматривает подход к подбору персонала.

"Мы переманиваем людей из индустрии моды", - говорит он, отмечая естественное пересечение моды с дизайном автомобильных интерьеров. "Мы буквально вытащили людей из подвалов их родителей, где они разрабатывают видеоигры". Звуковой дизайн тоже стал предметом внимания, говорит Жиль. "Электромобили захватывают вождением, но они очень тихие". Другое дело, являются ли звуки особенно мужскими или женскими, но это, безусловно, новое направление для команд дизайнеров, которое они могут изучить и поиграть с ним.

В Karma Кристенсен взволнована тем, что она видит как открытую возможность проложить новые пути. "Это была одна из самых больших приманок для меня в этом бренде", - говорит она о производителе роскошных EV. "Это чистый лист... Мы во всеоружии".

Интересно, что образ грядущего полностью совпадает с мнением Рамса о дизайне. Возможно, путь вперед в автомобилестроении не является ни женским (чистый лист), ни мужским (все пушки наперевес), а представляет собой нечто среднее, сочетающее практическое и поэтическое, с хвостиком или без.